О митрополите Лимассольском Афанасие (Николау) . История Кипрской Православной Церкви двадцатого столетия носит драматичный характер. За периодом английского владычества, последовала турецкая оккупация северного Кипра, а послевоенные годы были отмечены тяжёлым тяжелым богословским, духовным и пастырским кризисом. Наступила эпоха безбожия, апогей которой пришелся на 1960–1970-е гг. Церковь безуспешно боролась против материализма с помощью апологетических схоластических сочинений, основывались воскресные школы протестантского типа, пропагандировавшие исключительно нравственные основы жизни. Однако, все усилия были тщетны: храмы были пусты, а отпадение детей от Православия было всеобщим явлением. Церковная иерархия имела светский характер, занимаясь больше социальными, а не духовными вопросами, резко сократилось число священников (молодые люди, воспринимавшие Православие как одну из идеологий, просто не хотели принимать сан). В этих условиях для обыкновенных киприотов все свелось к простой обрядовости: крещение, венчание, похороны, именины. Но “когда умножился грех, стала преизобиловать благодать” (Рим.6,20). Среди океана общего индифферентизма и культа потребления нашлись люди, которые за внешней пеленой наносного смогли разглядеть истинную красоту Православия. Одним из тех, кто вывел церковный корабль из бури и вернул его на правильный курс, был митрополит Афанасий (Николау). 8 февраля 1959 года в семье преуспевающего лимассольского предпринимателя родился сын, нареченный во Святом Крещении Андреем. Мальчик жил благополучнее чем большинство сверстников, с детства мог ни в чём себе не отказывать и наслаждаться материальными благами. Но у Андрея были совсем другие интересы. С юных лет его жизненной средой была Православная Церковь: с ней были связаны все его мысли, надежды и достижения. Земным удовольствиям необычный юноша предпочитал молитву и чтение духовной литературы. В возрасте 14 лет Андрей принимает важное решение: он уходит из родительского дома и поступает в школу при Священной Митрополии кипрского района Пафос. Три года спустя он был рукоположен во диакона митрополитом Пафоса Хризостомом. Получив среднее образование, отец Андрей решил продолжить учебу на богословском факультете Университета им. Аристотеля в Салониках. Обстановка в городе святого великомученика Димитрия приятно удивила юношу: “Помню, как в 1976 году я поехал учиться в Грецию, и я был необыкновенно поражен, когда, в первое же воскресенье придя в храм, я увидел там молодых людей. Впервые я видел молодых людей в церкви”. Учеба в Салониках позволила юноше регулярно посещать расположенную неподалеку Святую Гору Афон. Отец Андрей с раннего детства много читал о подвигах афонских монахов, а теперь получил возможность лично познакомиться с современными богодухновенными святогорскими старцами: «Эти люди открыли нам, что человек действительно может стать истинным чадом, сыном Божиим. Своей святой жизнью они показали нам, что все, о чем говорит Спаситель в Евангелии, все, что Он обещал нам, все, что мы читаем в житиях святых, может стать реальностью, может происходить и в наши дни”. В 1980 году по окончании учебы в Университете отец Андрей удалился на Святую Гору Афон, где вступил в число братии Нового Скита, духовником которого был известный старец Иосиф (впоследствии прозванный Ватопедским). Отец Иосиф был учеником великого афонского старца Иосифа Исихаста (1898-1959). После смерти своего наставника он некоторое время подвизался на Кипре в монастыре Иереев в городе Пафос. Там в конце 70-х гг. старец Иосиф познакомился с двумя юношами: диаконом Андреем (впоследствии митрополитом Лимассольским Афанасием) и его школьным товарищем Василием (впоследствии игуменом обители Ватопед архимандритом Ефремом). Теперь все трое воссоединились на Святой Горе Афон. В 1982 году отец Андрей был пострижен в великую схиму и рукоположен во пресвитера. С 1987 года братство старца Иосифа приняло на себя труды по возобновлению монашеской жизни в афонской Ватопедской обители. Старец Иосиф продолжил оставаться духовником братии, отец Ефрем был избран игуменом, а отец Афанасий помошником игумена и членом собора старцев. Их трудами монастырь был за короткий срок преобразован из идиоритмического в общежительный, стал самым большим по численности на Святой Горе Афон, начал вести огромную общественную, благотворительную и миссионерскую работу. Способности и управленческий талант отца Афанасия не остались незамеченными. Он был избран Протэпистатом (управляющим) Святой Горы на период с 1991 по 1992 годы. Значение этого события трудно переоценить. Ответственную должность Прота на Афоне принято доверять пожилым монахам, которые обладают высоким авторитетом и большим опытом монашеской жизни. Отец Афанасий стал самым молодым Протоэпистатом за всю тысячелетнюю историю афонского монашества. В 1991 году Святую Гору посетил Архиепископ Кипра Хризостом I. В административном центре Афона его встречали представители Священного Кинота во главе с отцом Афанасием (Николау). Под впечатлением от встречи с молодым иеромонахом Архиепископ Хризостом предложил ему вернуться на Кипр, чтобы помочь возрождению одного из древних монастырей. Отца Афанасия очень опечалило это предложение, так как он не хотел покидать Афон. Но получив одобрение старца Порфирия Кавсокаливита и благословение своего духовного отца, он решил оказать им послушание и ехать на Кипр. В 1992 году вместе с тремя другими ватопедскими иноками отец Афанасий вступил в монастырь святителя Николая в Пафосе (также известный как “Агия-Мони” и обитель Иереев). В ноябре 1993 года братия в полном составе перешла в монастырь Божией Матери Махера и 4 ноября того же года отец Афанасий был избран игуменом этой обители. Он с большим рвением взялся за дело: занимался благоустроением монастыря, духовно окормлял братию и паломников, число которых росло с каждым днем. Большинство насельников обители составили молодые люди с высшим образованием. Монахи за короткий срок отреставрировали полуразрушенные постройки и построили новые братские корпуса. Несмотря на многочисленные попечения, значительную часть своего времени игумен Афанасий уделял общению с народом: выступал с открытыми беседами, принимал исповедь, помогал людям советом и материально. Служение отца Афанасия не осталось незамеченным. Священноначалие Кипрской Православной Церкви принимает решение рекомендовать его как кандидата на освободившуюся архиерейскую кафедру. 11 февраля 1999 г. он был единогласно избран духовенством и мирянами митрополитом Лимасолсьским. 14 февраля 1999 г. состоялась его хиротония. Став архиереем отец Афанасий не побоялся внести изменения в жизнь епархии: он действует в рамках Святоотеческого предания и в своём служении ориентируется на духовный опыт Святой Горы Афон. То обстоятельство, что стараниями Владыки сотни молодых людей вернулось в церковную ограду не могло не вызвать зависти диавола. Против Митрополита начинается спланированная информационная компания: выдвигаются чудовищные по своему масштабу и несправедливости обвинения. Сам он относится к гонениям с удивительным беззлобием: не осуждает своих врагов, не оправдывается и не бросает встречных обвинений. На состоявшемся церковном суде и общецерковном соборе митрополит Афанасий был полностью и единогласно оправдан. За период испытаний он еще больше сблизился со своей паствой, которая все это время боролась за защиту доброго имени своего Владыки. Высокий сан не изменил отца Афанасия. Став епископом он не перестает быть монахом. Как добрый пастырь относится к людям по-отечески, просто, искренне и нелицемерно. Владыка доступен и открыт для всех. В течении года в обязательном порядке посещает все военные части и 130 учебных заведений своей епархии: Университет, колледжи, детские сады и школы. Разговаривает с молодежью и преподавателями, рассказывает им о Церкви и Христе. Каждый год Митрополит старается хотя бы по одному разу отслужить во всех храмах Лимассольской митрополии. Нескончаемые часы он посвящает тому, чтобы выслушать каждого, кто хочет выговориться, поделиться с архиереем своей болью и проблемами. Для всех Митрополит находит слова утешения и поддержки, помогает выйти из тупика и обрести Христа. Особое внимание отец Афанасий уделяет поддержке священников и монашествующих. Только за первые семь лет своего служения он рукополагает 42 новых клирика. Стараниями Владыки духовно возрождаются действующие монастыри, кроме того возобновляется монашеская жизнь в трех древних обителях. Митрополита Афанасия отличают уникальные управленческие способности. На момент его поставления на Лимассольскую кафедру, епархия была обременена огромными долгами. Из-за череды финансовых скандалов и злоупотреблений большинство местных жителей было негативно настроено по отношению к Церкви. Для решения накопившихся проблем Владыка назначил особую комиссию профессиональных экономистов, которая в короткие сроки помогла епархии избавиться от тяжелого долгового гнета. Исходя из представления, что каждый мирянин имеет право знать всё о том как управляется Церковь, митрополит Афанасий вводит традицию ежегодных отчетных пресс-конференций, на которых обнародуются доходы и расходы митрополии, рассказывается о её начинаниях и реализованных за год программах. Треть доходов Лимассольской епархии неизменно выделяется на благотворительные нужды. Подобно любящему отцу Владыка особую заботу проявляет о молодёжи. По инициативе митрополита Афанасия была построена база отдыха, которая круглогодично принимает школьников и студентов. В Лимассоле он открыл центр целостного духовного и физического развития молодежи: юноши и девушки бесплатно занимаются спортом, посещают иконописную мастерскую, берут уроки музыки, церковного пения, художественной лепки и народных танцев. Для детей из малоимущих семей действуют бесплатные репетиторские классы иностранных языков. По инициативе Владыки в 2004 году был открыт “Центр по изучению природы и экологическому просвещению”, в его образовательных программах уже приняли участие тысячи школьников со всех уголков Кипра. Кроме того, Митрополит Афанасий создал центр помощи наркоманам «Святой Покров», который работает одновременно и как медицинское учреждение, и как «православный монастырь». В расположенном за чертой города комплексе молодые люди ежедневно проходят необходимую терапию и живут по уставу общежительного монастыря. Это помогает им постепенно обрести смысл бытия, очиститься от наркотиков и вернуться к нормальной жизни в обществе. По призыву и инициативе Владыки совместные группы клириков и мирян несут добровольное дежурство в больнице Лимасола: помогают пациентам делом и словом утешения. Простое перечисление всех инициатив реализованных трудами владыки Афанасия заняло бы у нас ещё несколько страниц. Вкратце упомянем, что при Лимассольской митрополии действует центр поддержки семьи, центр помощи юношеству, центр поддержки матерей-одиночек. Большая материальная помощь оказывается православным в Зимбабве и Уганде, Косово и Ближнем Востоке, малоимущим киприотам предоставляются бесплатные обеды. Епархиальная радиостанция “Апостол Андрей” пользуется у киприотов заслуженной популярностью. Регулярно в прямом радиоэфире на вопросы слушателей отвечает сам Владыка. При епархии действует центр духовного просвещения для невоцерковленных и иноверных, в нем работают священники и богословы, владеющие английским, немецким, болгарским, русским, персидским, турецким и арабским языками. С 1993 года четыре раза в месяц митрополит Афанасий выступает с открытыми беседами в храмах Лимассольской митрополии и Кипрском Университете. За короткий срок молва о его выступлениях распространилась по всему Кипру, они неизменно проходят при полном аншлаге, под влиянием слов проповедника воцерковляются сотни людей. Особенным успехом беседы с Владыкой пользуются у студенческой молодёжи. Аудиозаписи открытых бесед с Митрополитом очень популярны в Греции и на Кипре: сложно найти христианина, который ни разу не слышал проповедей Владыки. Из-за нехватки времени митрополитом Афанасием пока не написано ни одной книги, все немногочисленные издания за его авторством – представляют собой компиляции его проповедей. В православном мире митрополита Афанасия (Николау) называют "Новым Златоустом", подобно своему великому предшественнику он сочетает умение говорить на современные злободневные темы с глубокой укорененностью в Предании Православной Церкви. Каждое его слово основано на богатом духовном опыте. Рассказывая о красоте Православия, Владыка избегает затрепанных и обесцененных фраз, говорит просто, понятно и вместе с тем глубоко. Порой у митрополита Афанасия бывает по несколько бесед в день и он просто не успевает заранее подготовить текст своих выступлений. Но кроме начитанности и знаний, проповеди должна способствовать еще и Божия благодать. Перед каждым своим выступлением митрополит Афанасий молится и просит Господа просветить его, когда, что и для какой аудитории нужно сказать. Именно смиренное упование на Бога, сочетаемое с опорой на Церковное Предание и богатый духовный опыт самого Владыки, делают его слова источником утешения, вразумления и духовной поддержки для каждого православного христианина, живущего в нашу непростую эпоху. Афанасий Зоитакис (кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории Церкви Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова). Этот материал лег в основу предисловия к книге “Открытое сердце Церкви”, опубликованной издательством Сретенского монастыря. http://agionoros.ru/docs/1410.html